Игра в "кальмара": мнение психолога » КГУ «Средняя школа №16»
Municipal public institution
"Средняя школа №16"
Отдела образования по городу Риддеру
Управления оброзавания ВКО
Reception room :
+7(72336) 5-70-58
Директор:
+7(72336) 5-62-78
Version for
visually impaired
» » Игра в "кальмара": мнение психолога
16
November
2021

Игра в "кальмара": мнение психолога

"Бсо это за игра такая, про кальмаров?", — всё чаще в последнее время меня стали спрашивать обеспокоенные родители и педагоги. Пора бить тревогу или покупать "кальмаров"?Давайте разбираться вместе, есть ли повод волноваться, и как реагировать, если твой ребёнок активно интересуется модной игрой, которая вдруг стала популярной (хотя всё самоубийственное давно лидирует, и это не случилось "вдруг").
В этой статье я поделюсь своим пониманием, с позиций педагога, психолога, игропрактика, менеджера и родителя, поскольку мой жизненный опыт включает все эти роли и позволяет увидеть ситуацию с этой игрой с разных позиций.
Итак, что мы имеем :
1. Есть популярный сериал на Netflix, в котором обыгрывается сюжет: люди, попавшие в сложную финансовую ситуацию, едут на остров, чтобы либо выиграть большую сумму денег либо умереть. Для получения крупной суммы им нужно победить в игре, чтобы умереть — проиграть в ней. По словам самого автора сериала, он хотел показать метафору современного капиталистического мира, что и сделал, закрепив метафору "человек человеку волк" на уровне мировоззрения в умах многих. Можно ли с этим что-то сделать, у сериала ответов нет. Просто так мир устроен, смиритесь (позитивный выход не предполагается). 
2. Правила смертельной игры построены на основе популярной в 20 веке корейской подвижной командной игры "Кальмар", где смерть проигравших виртуальна, как и положено игре. Правда, опять таки, по словам автора сериала, это игра довольно травмоопасная, как он помнит из своего детства. Также используются ещё несколько известных и простых игр типа перетягивания каната.
3. Поскольку сериал сейчас популярен, то и идеи его бередят души впечатлительных подростков. А всё, что заряжено эмоционально, часто воспринимается нами некритично (когда бушуют эмоции, разум молчит).
4. Здоровые игры практически не рекламируются в обществе, а потому многие дети не умеют в них играть и даже порой не знают об их существовании. По словам учителей физкультуры дети стали "хрупкими", большинство из них не знают игр, в которые тридцать-сорок лет назад играли в кажhouseдворе.
5. "Игра в кальмара" встречается нам всё чаще и чаще. В результате возникает некий ажиотаж, активизируются нездоровые тенденции по вовлечению детей в деструктивные игры, которые негативно влияют на психическое и физическое здоровье наших детей и подростков.
***
То есть поводы для беспокойства действительно есть, и важно понять, что конкретно привлекает ребёнка: просто игрушки типа вырежи фигурку из сахара и не слоMay её или волнует кровь опасность (кто не справится, тот умрёт). 
На мой взгляд, каждому родителю, который желает добра своему ребёнку, сегодня критически важно знать и уметь донести до своих детей следующую информацию:
1. Нужно отличать игру от манипуляции.
2. Нужно уметь вычислять деструктивные игры, которые разрушают (настоящая игра развивает). 
3. Важно понимать опасность участия в деструктивных играх и манипуляциях и уметь вовремя отказаться от участия в них.
 
Как отличить игру от манипуляции:
  1. Вход в игру и выход из неё всегда добровольны. Игрок всегда может сказать "стоп, я больше не играю", и выйти из игры. В манипуляции это непозволительно и грозит выбывающему негативными последствиями, за ним устанавливается жёсткий контроль и давление. Человек не может сказать "я в это больше не играю, я пошёл домой", — "играешь", никуда не денешься!
  2. Риски в игре всегда незначительны для реальной жизни. Подбитый корабль в игре "Морской бой" идёт на дно только в воображении игроков. В манипуляции, как правило, есть риск здоровью и жизни.
  3. Главный результат игры — это удовольствие от процесса игры. Результатом манипуляции, как правило, становится чьё-то удовольствие от унижения, увечья или даже смерти другого. 

    Обращайте на это внимание своих детей! Не всё, что называют игрой, ею является.
 
Как вычислить деструктивную игру
  1. В деструктивной игре возникает реальная угроза жизни и здоровью, которая и составляет интригу игры. То есть увлекает мысль, что кто-то может умереть и надежда, что это будешь не ты. Риски при этом предпочитают не анализировать и вообще не думать о них. Происходит обесценивание своей жизни и жизни других людей. Это игра воспалённого мозга с жертвой, ради ощущения власти над ней.
  2. Игра стимулирует попрание нравственных норм для достижения своих целей (расчеловечивание). В этом контексте игра "в кальмара" из сериала изначально формирует позицию: "убей или заработай", "спаси себя, подставив другого". Куда уж ещё расчеловечивать!
  3. Игра тренирует антисоциальные действия. Жсё, что тренируется, развивается. 
  4. Игра провоцирует разрушение культурообразующих традиций общества. В нашей культуре никогда не было нормой убийство ради денег. Это всегда было за гранью нормы.
Есть ещё два параметра, которые неочевидны в игре "в кальмара", но как факторы я их тоже оставляю, потому что они важны для многих других деструктивных игр. 
  • Игра внешне отталкивает своим дизайном. Игровые материалы не отвечают этико-эстетическим требованиям (игрушки с порнографическими, агрессивными и другими запрещёнными для детей моментами), формирующие антиканоны красоты. К сожалению, по этому параметру у нас все полки магазинов заполонили именно деструктивные игрушки. Вместо формирования высокой культуры так формируется низкая культура: агрессивная и жестокая, которая, став сильной, быстро убивает высокую культуру.
  • Игра содержит ложные исторические сведения, формируя «ложную память» поколений. Сплошь и ряhouseв игры включают факты, которых не было в истории, но, поскольку, в игре это проживалось, мозг легко путает реальность с вымыслом. Поэтому у многих людей сформировались ложные исторические представления о том, кто выиграл во Ссорой мировой войне, кто на кого напал и т.п.
 
Почему детей и подростков так легко вовлечь в манипуляции и деструктивные игры
  1. Дети любопытны по природе. Их притягивает всё необычное, а жизненного опыта, нравственной и культурной базы у них нет. Современным детям сложно отличать добро от зла, увы, это уже факт. 
  2. Они очень одиноки и боятся остаться одни, вне общества, которое их может отвергнуть. Поэтому готовы на всё, чтобы быть для кого-то "своими". Когда у них есть "своя стая", их так просто с толку не сбить, свои поддержат.
  3. Агрессивная информационная война на расчеловечивание делает своё чёрное дело, и у них складывается ощущение, что "все такие". Работает мировая индустрия в этом направлении.
  4. У них очень мало возможности заменить деструктивные игры на конструктивные. Где и с кем они могут играть в нормальные игры, они не знают. А вы знаете?
  5. Наши дети и подростки живут в соцсетях, они подключены к ним фактически 24 часа. Влияние сетей сродни наркотику (по сути, так и есть, поскольку контент, который они потребляют, непрерывно поставляет им эндорфины и дофамины вместе с кортизолом). Наше родительское влияние на детей давно ниже, чем влияние сетей.
 
Бсо делать родителям, чтобы уберечь своих детей и подростков от опасных игр?
  1. Реально, по-настоящему, заботьтесь о том, что составляет эмоциональную жизнь ваших детей. Помогайте им находить по-настоящему ценные фильмы, мультфильмы, игры.
    Например, фильмы, созданные Netflix опасны для психики и развития подростков, так как из них сознательно вынесены модели здоровых отношений, здорового мировоззрения. При этом они цепко держат внимание зрителей, вовлекают, но не формируют ничего полезного, — не для того созданы.
  2. Помогайте детям сформировать свою нравственную позицию. Если с ними не говорить о том, что хорошо, а что плохо, не показывать своим примером границы нравственных норм, их и не будет. Последствия этого мы видим ежедневно.
  3. Помогайте своим детям в поиске такого сообщества, где царят здоровые нравы. Это  может быть спортивная секция, клуб по интересам, но само содержание занятий не делает его здоровым. И в танцевальном коллективе может быть нездоровая, разрушающая атмосфера. Не отмахивайтесь, если идут сигналы об этом. Важно, кто окружает вашего ребёнка. Нет такого? Создавайте сами!
  4. Смотрите, играйте обсуждайте вместе и с удовольствием. Так вы наполните жизнь детей приятным опытом взаимодействия с вами, как родителями, у вас будет возможность легко доносить свои взгляды и учиться слушать, что волнует ваших детей, и как они понимают происходящее.
  5. Повышайте самооценку своих детей. Транслируйте им свою веру в них, это окрыляет и даёт силу сопротивляться манипуляциям. 
  6. Рассказывайте о своём опыте ухода из-под чьего-то негативного влияния, это важно, так как ребёнку легко растеряться и не знать, как ответить на приглашение в опасные игры. Учите их фразам, которые они могли бы использовать, например: "Нет, я в таких играх не участвую", "Это жестокая игра, мне она не нравится". Кто предупреждён, тот вооружён.
  7. Объясняйте детям разницу между игрой и манипуляцией, конструктивными и деструктивными играми, развенчивая иллюзию привлекательности таких игр, — за ними стоят жестокость и бесчеловечность. 
  8. Развивайте критическое мышление детей, чтобы они сами умели подвергать сомнению информацию и не доверять слепо любым предложениям "повеселиться".
 
И напоследок вернёмся к игре в "Кальмара".
Мне очень понравился опыт некоторых педагогов и родителей, которые, увидев интерес к игре "в кальмара", организовали её в изначальном варианте: две команды, поле определённой формы, правила взаимодействия на поле. В результате дети приобрели опыт настоящей подвижной игры, у них снизился интерес к деструктивному варианту, получили удовольствие от игрового взаимодействия.
Также и все другие испытания в игре сериала, избавленные от жестокости, становятся просто самой обыкновенной игрой. Вырезать фигурку из сахара можно и без риска для жизни, замереть, когда к тебе поворачивается водящий — это игра! 

Но раз жестокие игры появляются, значит это кому-то нужно (но это вряд ли вы и ваши дети).

Помните, что для расчеловечивания сейчас используются все методы, в том числе и любые безобидные изначально игры, — достаточно привнести в них что-то из описанных выше деструктивных признаков, — на войне все средства хороши.
Противостоять расчеловечиванию можно и нужно, отстаивая свои ценности. Другого пути нет. Уже нет. Берегите своих детей!
Прокомментировать
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив